Река Чусовая

С 15 по 25 июня 2007 года внешняя мониторинговая площадка находилась на территории Природного Парка «Река Чусовая».

Была разработана программа летней экспедиции, главной целью которой явилось создание оптимальных условий для формирования и развития интересов учащихся к географо-биологическим наукам, исследовательской деятельности, воспитание экологически грамотного отношения к природе, вовлечение их в природоохранную деятельность.
На всех занятиях и экскурсиях теория сочеталась с практикой с обязательным включением развивающих игр.
Первое яркое впечатление было в п. Висим – посещение дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка и церковно-приходской школы, где дети побывали на уроке чистописания и чтения по старославянской азбуке.
На экскурсии по экологической тропе «Баронская петля» дети познакомились с краснокнижными растениями (Сеславина Елена Николаевна), прикоснулись к геологической летописи района (Чудинова Нина Дмитриевна).
Достаточно увлекательно прошла экскурсия-знакомство с историей села Усть-Утка, мы посетили Демидовскую пристань, место впадения (устье) р. Межевая Утка в р. Чусовую.
Особый эмоциональный заряд дети получили в ночном походе на Гляден. Такой поход был приурочен ко Дню рождения парка (17 июня). Мероприятие было очень насыщенным: дети учились ориентироваться и преодолевать препятствия в лесу ночью, учитывая все правила безопасности; интересными были игры «Слепая прогулка», «Послушай тишину», «Ящик ощущений». Все задания ставят детей в положение исследователей, открывателей природных взаимосвязей, тайн и загадок природы. Дети сочиняли экостихи, экосказки, затем входили в роль и инсценировали их. Это было весело, задорно, смешно, познавательно. Спасибо за яркий праздник Дедогрюк Людмиле Михайловне и Мавлиевой Светлане Павловне. Мы представили свою визитную карточку экоотряда в стихах и песнях, это ещё больше сдружило нас. А потом был яркий ночной костёр и задушевные песни у костра.
Особо значимым мероприятием для мальчиков стало строительство каменной бани. Под чутким руководством Илларионова Евгения Ивановича ими была освоена технология возведения « Восьмого чуда света». Ещё больший эмоциональный всплеск произошел после посещения жаркой бани с последующим нырянием в ледяную воду Межевой Утки.
Заинтересовал ребят своей экскурсией по орнитологии и Ларин Евгений Геннадьевич. Дети познакомились с новой наукой, проводили наблюдения на местности, учились слушать и слышать птиц. При этом идёт обогащение жизненного опыта, у детей формируется конкретно-образное, а затем и абстрактное мышление, как основа для усвоения теоретических знаний (понятий, связей, закономерностей). Навыки экологического анализа необходимы для понимания характера адаптации живых организмов и особенностей их поведения при разных антропогенных нагрузках.
С целью воспитания коллективизма, культуры общения, умения взаимодействовать, понимать и чувствовать друг друга наши дети прошли «Верёвочный курс» под руководством Илларионова Евгения Ивановича. Дети настолько увлеклись игрой, что не хотели расставаться до самой ночи. Результат игры - дети стали единым сплочённым малым коллективом, где каждый понимал свою роль в группе и ответственность за себя и за каждого.
Затем был учебный сплав по реке Межевая Утка. Все учились собирать катамаран, а на реке обучались основам техники водного туризма. Ребят это очень впечатлило, так как для большинства все было впервые.
Развитию учебно-исследовательских умений послужила работа по биолокации. Эта работа полезна для заинтересованных в развитии своих способностей и сохранении здоровья. Дети пробовали работать с рамкой, отыскивать затерявшиеся предметы, выявлять вредные для здоровья зоны на улице и дома.
Каждый день дети выполняли волонтёрские работы. Перед нами была поставлена задача: ликвидировать свалку мусора. Благодаря такой деятельности планета становится чище. Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, должна быть чистою Земля и небо ярким быть.
Главным финальным аккордом всей экспедиции стал 2х- дневный сплав по реке Чусовой от Усть-Утки до Ёквы. Главное в водном путешествии - река. Звенящий по камням поток воды, отвесные скалы причудливых форм… Для всех нас - незабываемое зрелище. Спокойное, величавое течение реки, блеск скал на солнце, причём каждый камень имеет свой цвет и свою структуру, - в таком путешествии равнодушных не было.
Все эколого-природоведческие игры, занятия, экскурсии, походы, исследования, викторины, конкурсы придали увлекательность всей экспедиции, расширили кругозор детей, создали реальные возможности обмениваться знаниями и умениями. Различные типы познавательной деятельности способствовали эмоциональному восприятию природы, формированию нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношении человека с окружающей средой.
Работа в экспедиции даёт детям опыт делового и неформального общения с педагогами и научными сотрудниками, овладение адаптированной для их возраста методикой научного исследования, возможность проявить себя. Кроме этого, неформальная обстановка общения позволяет по-новому взглянуть на каждого. А как эмоционально обогащают впечатления от живописных пейзажей и прелесть живой музыки природы! Это отражается в детских стихотворениях, литературных зарисовках, дневниковых записях, фото и видеоматериалах.
В целом, я считаю, что вся программа экологической экспедиции помогла позитивно воздействовать на личность каждого ребёнка, учила любить природу и беречь ёе, дала «уроки» нравственности и эстетики.
Елена Викторовна Гутникова

sc3sc4sc10